
Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной частью человеческой деятельности. Еще с древнейших времен люди изучали окружающий мир для того, чтобы выживать, продолжать свой человеческий род. Ведь не зря гласит народная мудрость, что учение – свет, а не учение – тьма.
Несмотря на сложные времена, в первой половине XX века сфера образования развивалась достаточно активно. В 1930 году был организован Архангельский район. В 1937 году в составе райсовета был создан отдел народного образования, принят документ о всеобщем обязательном начальном образовании для детей 10-12 лет. Организованы курсы ликбеза. Все это способствовало ликвидации безграмотности. В эти же годы осуществлялся переход к обязательному семилетнему образованию. С 1935 года вводится обязательное семилетнее образование для детей 8-16 лет.
Сороковые годы для районной системы образования стали знаменательны тем, что в это время быстрыми темпами росла сеть семилетних школ, а школы колхозной молодежи получили статус неполных средних школ. В годы Великой Отечественной войны отдел образования возглавляла Никитина Анна Афанасьевна. 1944-1945 учебный год навсегда вошел в историю советского образования как год введения пятибалльной системы оценки знаний. Тогда же стартовала практика награждения лучших выпускников школ золотыми и серебряными медалями, первой «золотой» медалисткой стала выпускница Архангельской школы Никитина Нелли.
Следующий прогрессивный этап в развитии среднего образовательного звена в районе связан с переходом к полному среднему образованию, строительством типовых зданий школ в деревнях и селах. Отдел народного образования возглавлял в то время Васильев Николай Константинович, который сыграл немаловажную роль в становлении и развитии образования в районе.
В 1973 году в районном отделе народного образования была создан районный методический кабинет, работу которого возглавила Крылова В.М. Основная функция методической службы заключалась в оказании помощи педагогам, повышении квалификации, изучении, обобщении, распространении передового опыта, подготовке и проведении семинаров, конференций, организации работы районных методических объединений учителей-предметников.
Большой вклад в развитие народного образования района внесли Долгополов Н.И., Савченко З.В., Мухамедьянов У.С., Усманов Р.М., Ширяева Р.В., Заинчуковский А.С., Лукманова М.А., Иванова Р.Х., Куркова В.М., Салихова Н.Н., Беляев Н.С., Пивоварова М.В., Хисматуллина М.И., Файрузова Г.М., Нургалеева В.А., Арестович В.А., бухгалтера Салова А.М., Тараканова З.П., Маклецова О.В., Комзалова Н.Е., Рыжикова А.С.
Сегодня в социально-экономической политике района образование занимает одно из ведущих мест и представляет собой крупный социально-педагогический комплекс, в котором идет целенаправленный процесс организации обучения и социализации детей, подростков и молодежи в соответствии с республиканской программой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и Программы развития образования района. С этими задачами успешно справляются специалисты Отдела образования: Исангильдина Г.М., Михайлов А.М., Сайгафарова Л.Т., Габдулхаева Г.Б., Эгит Л.М., Хасанова Л.Х., Кутлиматова Г.Б., Мельникова Л.П.
Система образования района включает в себя 19 общеобразовательных школ, 4 филиала, где обучаются 2221 учащихся. Система дошкольного образования представлена 13 детскими садами, которые посещают 645 воспитанников. В четырех учреждениях дополнительного образования – Доме Детского творчества, Детско-юношеской спортивной школе, Межшкольном учебном комбинате, Детской школе искусств воспитывается свыше 1990 детей.
Главный аспект деятельности отдела образования на современном этапе – создание условий для организации учебно-воспитательного процесса, совершенствование содержания образования и качества знаний учащихся. Качество образования повысилось до 50,4%, успеваемость по району составила 99,3%. Главной составляющей оценки качества образования в настоящее время является единый государственный экзамен, который стал действовать в штатном режиме. Из 142 выпускников 91 поступили в ВУЗы, что составляет 64%.
В районе проводится целенаправленная работа по развитию современной школьной инфраструктуры. Работа по информатизации образования района отвечает запросам времени, в целом характеризуется динамичностью. В последние годы активно идет оснащение школ современным компьютерным оборудованием, в учебно-воспитательный процесс внедряются информационные технологии. В 2006 году при отделе образования открыт районный центр педагогической информации Общее количество компьютеров по району достигло 322 (150 из них – ноутбуки), на 8 учащихся района приходится 1 компьютер (по республике этот показатель равен 18). Кроме этого имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, принтеры, сканеры, копировальная техника. Через РЦПИ осуществляется электронная связь отдела образования со школами района.
В 2004 году на базе района проведено республиканское совещание по образованию.
Неоднократно район занимал призовые места среди администраций муниципальных районов на республиканском смотре-конкурсе «Лучшая организация школьного питания».
На развитие творческих способностей учащихся направлена работа многопрофильных учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, МУДО МУК, ДШИ, ДЮСШ, где созданы все условия для полноценного всестороннего развития личности. Ежегодно учащиеся нашего района принимают активное участие в зональных, республиканских и российских конкурсах и соревнованиях, завоевывают призовые места.
В рамках национального проекта «Образование» в общеобразовательные учреждения поступило 19 комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, русского языка и литературы, башкирского языка и литературы, 6 интерактивных досок, 11 комплектов мильтимедийного оборудования, 2 комплекта компьютерного оборудования, 11 школьных автобусов. За период действия национального проекта «Образование» 16 учителей района стали победителями конкурса «Лучшие учителя», три школы выиграли грант по 1 миллиону рублей.
Обучение родному языку – дело государственной важности. Принятый в республике Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан» и Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан предоставили дополнительные возможности по сохранению, развитию и изучению языков народов, проживающих в нашем районе: 100 процентов учащихся башкирской, русской, татарской чувашской, латышской национальностей учащихся охвачены обучением и изучением родного языка. Все 100% учащихся небашкирской национальности изучают башкирский язык как государственный. Для изучения государственных и родных языков во всех общеобразовательных учреждениях создана соответствующая материально-техническая база. Традиционными стали праздники, посвященные Дню родного языка, письменности и культуры. Все более популярным становится в школах района праздник «Шежере байрамы».
Можно смело говорить о том, что в рамках модернизации образования в районе созданы оптимальные условия для дальнейшего развития инновационных процессов в школах.
А.Бочкарева,
начальник МКУ «Отдел образования
администрации МР» |